Крикун Татьяна Васильевна, воспитатель

«Планирование сюжетно-ролевых игр с учетом возрастных особенностей детей по программе Детский сад-дом радости» для воспитателей

Добрый день, дорогие коллеги. Анализируя ежедневные сценарии по программе Детский сад-дом радости, нами были выбраны и спланированы сюжетно-ролевые игры с учетом возрастных особенностей детей. Было составлено Перспективное планирование сюжетно-ролевых игр по возрастным группам .Я хочу немного рассказать вам в какие сюжетно-ролевые игры наши дети играют. Сначала зачитываю целевые ориентиры по возрастам, выписанные из программы,  а потом с помощью каких игр они  достигаются.

Младшая группа. Ц.О.: Дошкольник владеет каждым видом игр как деятельностью (воспроизводит действия с предметами и отношения между людьми). Выражает предпочтение определенным видам игр. Умеет называть взятую на себя роль, реализовывать ее. Умеет играть как индивидуально, так и в небольшой подгруппе, вступать со сверстниками в отношения, обусловленные сюжетом и содержанием игры. Умеет самостоятельно создавать условия для развертывания игры, воплощения ее замысла.

Игра «Дочки – матери». Цель: согласовывать игровые действия с принятой ролью, выполнению правил игры.Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре.Сначала дети учатся укладывать дочек. Выбирают куклу, строят кроватки по размеру кукол, выбирают постельные принадлежности с помощью воспитателя.Потом дети сами размещаются в пространстве; выбирают кукол, обустраивают комнату, посещают магазин постельных принадлежностей. Игровые действия выполняют с любовью, заботой: укладывают кукол спать, поют колыбельную, моют руки.

В течении дня ребёнок наблюдает за трудом взрослого (круг трудовых процессов няни), вместе с воспитателем рассматривает картинки с изображением заботы о животных, о машинах, о детях (животновода, помощника воспитателя, мамы, шофера и т.д) и обозначает результаты их деятельности, отношения к своим обязанностям словом «позаботился» –  все это побуждает его к подражанию хорошим поступкам взрослых людей, доброжелательные взаимоотношения с другими детьми. Малыши объединяются по своей инициативе, ходят друг к другу в гости,  где хозяин дома готовит для каждого еду, угощает щедро, а гость со своим ребёнком дарит подарки, читает стихи, рисует рисунки – идёт подражание празднованию дня рождения.

В начале года инициатор и организатор сюжетно – ролевой игры воспитатель, спустя три месяца инициатива принадлежит ребёнку. Мальчики с удовольствием заботятся не только о машинах, но и о куклах, а девочки наоборот.

В первой половине года малыши играют рядом, а во второй половине проявляют интерес, доброжелательное и внимательное отношение к игре товарища. У детей развивается умение договориться о том, во что и как играть, развивается привычка отзываться на просьбу. Благодаря целенаправленному обучению каждый ребёнок овладевает данным видом игры на уровне самостоятельности. Дети объединяются в подгруппы благодаря самодеятельности сюжетно – ролевой игры. Происходит переход от игры рядом к игре вместе «Гости».

Забота о лошадке, позаботимся о животных, игры с животными – все вытекают в игру «Хозяин животного».

В мае «Путешествие на пароходе» (уровень а).

Средняя группа.  Ц.О.: Владеет совместной сюжетно-ролевой игрой, называет взятую на себя роль, реализует личностными поступками. Может оценить исполнение роли как своей, так и соучастников с точки зрения нравственной направленности ролевого поведения. Умеет самостоятельно создавать условия для развертывания игры, воплощения ее замысла.

Ведущие сюжеты «Дочки матери» (уровень в), «Гости» (уровень в) получают расцвет. Параллельно дети учатся играть новые роли в сюжете «Детский сад». Цель: расширить и закрепить представления детей о содержании трудовых действий сотрудников детского сада.Игровые роли: повар, медсестра, няня,воспитатель, музыкальный работник, прачка, дворник.Сначала организовали экскурсии с детьми по детскому саду, для обогащения и расширения знаний: в прачечную, на кухню; провели наблюдение за работой помощника воспитателя, дворника; упражняли и закрепляли игровые навыки и умения детей через индивидуальную и подгрупповую работу готовили обед, кормили кукол, укладывали их спать. При проведении по третьему уровню игры воспитатель – в роли заведующего детским садом, дети – сотрудники детского сада. Завершение игры – самооценка участниками созданных образов и постановка воспитателем новой задачи: открыть другой детский сад, под другим названием.

Игра «Путешествие на корабле» (уровень в).Цель: расширять кругозор детей закреплять знания о частях света, разных стран, воспитывать желание путешествовать, дружеские взаимоотношения.Игровые роли: капитан, рулевой, сигнальщик, матрос.

Старшая группа. Ц.О.: Владеет совместной сюжетно-ролевой игрой, проявляет активность в ролевом взаимодействии. Умеет согласовывать индивидуальный творческий замысел с партнерами-сверстниками. Может оценить исполнение роли как своей, так и соучастников с точки зрения нравственной направленности ролевого поведения. В игре демонстрирует коммуникативные, организаторские способности, самостоятельность, инициативу, творчество. Умеет самостоятельно создавать условия для развертывания игры, воплощения ее замысла (использовать готовые игрушки, предметы-заместители и игровые атрибуты).

Все игры , в которые дети играли в младшей и средней группе, остаются любимыми («Дочки матери», «Гости»,«Детский сад»), но сюжет изменяется : главное в нем  - отношения между людьми. (Прачка чисто выстирает постельное белье, а помощник воспитателя застелит детям кроватки. Им приятно будет спать.)

Появляется новая тематика игр как отражение системных знаний о труде взрослых («Овощеводы», «Животноводы», «Театр», «Магазин», «Кафе»).В этих играх дети осваивают зависимости людей разных профессий друг от друга, обмен результатами труда.

Основная игра «Ферма» (уровень в). Цель: познакомить детей с трудом на селе,расширять игровые замыслы и умения детей согласовывать тему игры, распределять роли, согласовывать свои действия с действиями партнеров.

Игровые роли: доярка, телятница,  ветеринар, водитель, пастух, скотник.

Во второй половине года у детей появляется желание обозначать свои роли костюмами, атрибутами, которые они либо сами подбирают, либо делают.

«Театр».Цель. Закрепление представлений детей о театре. Развитие интереса в игре. Формирование положительных взаимоотношений между детьми.Игровые роли:артист, кассир, гардеробщик, суфлер.

Подготовительная группа. Ц.О.: Проявляет многовариативные игровые интересы, при этом может отдавать предпочтение определенному виду игр (выбор может быть обусловлен интересом к определенному партнеру). Владеет совместной сюжетно-ролевой игрой, проявляет активность в ролевом взаимодействии. Умеет согласовывать индивидуальный творческий замысел с партнерами-сверстниками. Может оценить исполнение роли как своей, так и соучастников с точки зрения нравственной направленности ролевого поведения. В игре демонстрирует коммуникативные, организаторские способности, самостоятельность, инициативу, творчество. Умеет самостоятельно создавать условия для развертывания игры, воплощения ее замысла (использовать готовые игрушки, предметы-заместители и игровые атрибуты).

С одной стороны , сохраняются прежние, любимые игры («Дочки матери»(уровень г), «Гости», »,«Детский сад», «Овощеводы», «Театр» (уровень в) и др.), а с другой  - сюжеты поворачиваются новой стороной. «Театр»  превращается в «Ярмарку», которая разбудит фантазию ребят в создании и цирка, и карусели, и театра Петрушки, и разных форм торговли различной продукцией и т.д., привычные с младшей группы автобус, поезд, пароход превращаются в новую форму транспорта – железную дорогу или систему шлюзов на реке, которую дети шести лет мастерят с большой выдумкой и усердием.

Также  такие сюжетно –ролевые игры как «Птицефабрика»(уровень б)., «Село»(уровень в)., «Кафе»(уровень г)., «Кондитерская фабрика»(уровень в)., «Консервный завод»(уровень б),, «Полярники»(уровень в)., «Путешествие на автобусе»(уровень г), «Космический корабль»(уровень в).

На этих играх я хотела показать все особенности игры по  программе « Детский сад-дом радости». Спасибо за внимание!

3 января 2019 в 21:49

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.